Что такое лады на гитаре


Лады на гитаре. Всё что надо знать о ладовых порожках.

Ладами часто называют металлические порожки, которые расположены по всему гитарному грифу. Каждый лад служит точкой опоры для струны во время её зажатия, тем самым сокращая её длину и амплитуду колебаний, простыми словами: чем ближе к корпусу находится лад, на котором прижата струна – тем выше звук.

Из каких материалов делают лады?

Чаще всего для изготовления пластинок используют сплав никеля и стали или никеля и серебра, реже применяют сплавы латуни, нержавеющей стали. От плотности и твёрдости материала зависит и звучание инструмента, твёрдая сталь даст более яркий звук, хотя её довольно трудно встретить на современных гитарах. Лёгкость и простота обработки никеля сделала его лидером среди металлов для изготовления ладов.

О размерах.

Ширина и высота ладов – индивидуальный параметр, и если для одного гитариста игра на высоких порожках будет доставлять неудобство, то другому – наоборот, поможет добиться максимального комфорта, к примеру, при игре скоростных пассажей. Ширина металлического порожка обычно составляет около 2 -2,5 мм у вершины, а высота выше 1 мм, эти параметры также отличаются в зависимости от типа гитар.

Износ и повреждение ладовых порожков.

Со временем лады начинают портиться, появляются небольшие ямки, вдавленности над уровнем струны, различные неровности и шероховатости, всё это – результат постоянного контакта (трения) двух металлических изделий: струны и ладового порожка. В результате повреждения структуры металлических порожков, могут возникнуть некоторые проблемы: гитара начинает плохо строить из-за разной высоты ладов, а потёртости или естественный износ («съедание» лада струной) часто вызывает нежелательные призвуки или звон. Первых несколько раз можно решить проблемы с помощью шлифовки, новичкам же следует обратиться за помощью специалисту, чтобы не сделать ещё хуже. После 2-3 таких шлифовок придётся выложить достаточно большую суму на замену старых ладов.

Выпирающие лады.

Хранение гитары в неположенном месте может сказаться на состоянии грифа, что, в свою очередь, повлияет на состояние ладов. От частого нахождения гитары в жарком помещении с пониженной влажностью – пересыхает накладка, а металлические порожки начинают выпирать. Чтобы избежать этого сохраняйте гитару в комнате с хорошими температурными условиями. Также с предотвращением усыхания хорошо справляется лимонное масло или другие специальные средства по уходу за грифом.

Внимание!

1. Звон в районе какого-то лада может быть причиной многих факторов, прежде чем браться за шлифовку, проверьте правильность настройки анкерного стержня, высоты струн, а также состояние самих струн, возможно, их уже давно пора менять.

2. Размеры порожков имеют небольшое влияние техничность и могут вызывать неудобство во время игры, но не спешите менять лады, причина может быть в неправильном положении рук или просто – недостаточном количестве опыта. В конечном итоге выигрывает тот, кто больше занимался, чем тот, кто больше потратил средств на «подводку» инструмента.

muzachos.com

5 вещей, которые тебе лучше знать, когда ты учишь лады на гитаре

Бывало ли с тобой такое, что ты начинал учить новый лад на гитаре, занимался 2-3 дня, а затем хватался за новый? Если ответ да, то твоя ситуация весьма типична. На самом деле, большинство гитаристов не знают, что делать с новыми ладами. Они учат новый лад до тех пор, пока не запомнят его ноты и не смогут кое-как сыграть его на своем инструменте. Подобный подход накладывает большие (и ненужные) ограничения на творчество и ограничивает способы применения нового лада при сочинении, например, соло.

К счастью, существует более эффективный способ изучать лады, который позволит тратить меньше усилий. Важнейшая вещь, о которой тебе необходимо помнить все время, заключается в том, что необходимо сначала изучить все доступные возможности нового лада,прежде чем перейти к изучению нового. В этом случае ты удивишься, как много веселья можно получать, изучая лады, и как много идей у тебя возникнет во время работы с ладом.

В этой статье я расскажу о 5 важнейших шагах, через которые тебе следует пройти после начального этапа запоминания нот конкретного лада. Эти шаги имеют решающее значение для избегания ситуации, описанной выше, и получения максимума от каждой минуты, которую ты проводишь, изучая новый лад.

1. Не изучай лады в хаотичном порядке.

В музыке существует огромное множество ладов, поэтому очень важно понять, какие из них являются для тебя наиболее важными. Составь список ладов, которые наиболее часто используются в твоем музыкальном стиле, и не вздумай двигаться к экзотическим ладам до тех пор, пока не появится твердая уверенность в хорошем владении важными для твоего стиля ладами. Это означает не только способность сыграть ноты лада, но и навык свободного и эмоционального использования лада в рамках музыкального контекста.

Конечно, изучение экзотических ладов может помочь добавить в твою игру необычных звуков, но реальную помощь из новых ладов ты сможешь извлечь лишь после выполнения следующих двух пунктов:

1) Ты уже овладел доказанной и эффективной системой изучения ладов, которая позволяет тебе выучить любой новый лад.

2) Ты провел достаточно времени в процессе изучения важнейших для твоего музыкального стиля ладов и действительно готов расширять свои творческие горизонты за счет новых ладов.

Если у тебя возникли сложности с поиском списка ладов для определенных стилей, то ты можешь воспользоваться следующими путями: попросить преподавателя или более продвинутого музыканта рассказать тебе о ладах. Или же развивать свой музыкальный слух и знания музыкальной теории, чтобы научиться определять на слух, какой лад используется в твоих любимых гитарных соло.

2. Вырвись за пределы аппликатурных боксов и изучай гриф целиком.

Безусловно, наиболее популярной ошибкой, которую совершают начинающие гитаристы, изучающие лады, является игра лада только в одном месте на грифе. Хорошим примером служит игра блюзовыми/роковыми гитаристами ля-минорной пентатоники на пятом ладу в совокупности с полным нежеланием изучать эту гамму в других местах. Результат этого подобен просмотру фильма по телевизору и смене канала для начала просмотра другого фильма при первой же рекламной паузе. И так далее: при первом появлении рекламы на канале переключаться без попытки вернуться к фильму, с которого был начат просмотр.

В мире гитаристов это приводит к тому, что ты никогда не сможешь по-настоящему использовать выученные лады в полную силу. Для борьбы с этой очень распространенной проблемой тебе потребуется выделить время для занятий каждым ладом, которым ты хотел бы владеть. Ты сможешь написать гораздо больше музыки (гораздо эмоциональнее) с одним лишь ладом, который ты знаешь вдоль и поперек, чем с множеством ладов, которые ты можешь играть лишь в одном месте на грифе.

3. Анализируй соло, которые вдохновляют тебя, и обращай внимание на то, какой лад был использован в них.

В процессе регулярных занятий по изучению ладов важно проводить некоторое время за наблюдением того, как гитаристы используют лады в музыке, которая нравится тебе. В зависимости от степени развития слуха, ты сможешь либо использовать табулатуры соло (только если уверен в ее точности), или (в идеале) снимать соло на слух и анализировать свои собственные записи.

Мало того, что это является замечательным упражнением по развитию слуха, помимо этого ты сможешь видеть, как можно использовать лады, чтобы сочинять мелодии и фразы, которые вместе превращаются в гитарное соло.

Даже если ты уже составил список наиболее распространенных ладов в своем стиле, ты получишь огромную пользу от выполнения данного шага.

4. Играй лады на каждой струне в дополнение к аппликатурам.

Большинству музыкантов удобнее играть лады вертикально, от толстых струн к тонким и обратно. Это важная основа игры ладов на гитаре, но также важно научиться играть лад на каждой из струн: с первого по последний лад. Это поможет видеть аппликатуры лада в любом месте на грифе. Даже если ты начнешь играть фразу в непривычном для тебя месте.

5. Избегай системы CAGED.

Несмотря на то, что эта система игры ладов на гитаре весьма популярна среди гитарных преподавателей, гитаристы мирового уровня ее не используют, потому что она ставит огромное множество ограничений на возможности свободно использовать лады в музыке.

Самый главный недостаток системы CAGED заключается в том, что она основана не на том, как лады действительно работают в музыке для разных инструментов. Вместо этого система дает урезанную информацию только для гитаристов по использованию нескольких изолированных и совершенно нелогичных аппликатур ладов (которые, между прочим, работают только в стандартном строе и становятся абсолютно бесполезными в дроп строях и в строях с аккордами на открытых струнах). Результатом этой убогой системы становится ограниченность гитаристов в музыкальном использовании ладов, неспособность использовать лады на том же уровне, что музыканты, которые имеют полное понимание того, как лады должны работать в музыке.

К счастью, изучениенаиболее полных и эффективных путей использования ладов на гитаре ничуть не сложнее, чем изучение (значительно более неудобной) системы CAGED.

Что теперь тебе следует делать?

Несмотря на великое множество путей по освоению ладов на гитаре, некоторые подходы без сомнения более эффективны, чем другие. Если ты не удовлетворен результатами своей работы по изучению ладов на гитаре, попробуй изменить свой подход, следуя советам из этой статьи.

Автор: Mike Philippov

Источник: ultimate-guitar.com

Социальные кнопки для Joomla

guitarmagazine.ru

Модальные лады

?

Category:

С вашего позволения, я немного расскажу о Модальных ладах. Ладов всего семь (поскольку нот тоже семь) и их придумали греки. Потому их так же называют Греческими ладами, и потому у них такие странные названия.☺ Каждый из этих семи ладов образуется в результате проигрывания натурального мажора от ступени до ступени. Ступени предлагаю, для предотвращения диссонанса в восприятии, в ближайшие несколько минут называть нотами. Т. е., если от первой до первой ноты сыграть натуральный мажор получается сам натуральный мажор (неожиданно, правда?); но если сыграть натуральный мажор от второй до второй ноты получается Дорийский лад; от шестой до шестой - Эолийский лад, и далее в том же духе.

Проблема состоит в том, что при таком методе построения, тоникой каждого нового лада будет та ступень (нота) натурального мажора, от которой мы играем лад. И если вам (как мне, например) такой способ построения модальных ладов кажется не слишком удобным - вот еще один:

- для того, чтоб получить Дорийский лад понижаем 3-ю и 7-ю ноты натурального мажора на полтона;

- для того, чтоб получить Фригийский лад понижаем 2-ю, 3-ю и 7-ю ступени натурального мажора на полтона;- Лидийский лад - 4-ю ступень- Миксолидийский лад - 7-ю ступень- Локрийский - 2-ю, 3-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю ступени.

В любом случае перед тем, как приступать к модальным ладам нам следует выучить натуральные мажорные и минорные гаммы (которые, кстати, являются Ионийским и Эолийским ладами соответственно).

Я предвижу вероятность того, что эта идея, как и предыдущая, вас не впечатлила. Или на оборот - впечатлила слишком сильно. Не беда: что касается гитары, мы можем смело опустить теоретические особенности построения греческих ладов и, всего лишь, вдумчиво выучить аппликатуры. Но, не смотря на теоретическую простоту этой задачи, на практике это не так легко, как кажется. Трудности возникнут на том этапе, когда вам понадобится  держать аппликатуры всех семи ладов в памяти. В прочем, ресурсов вашего мозга может быть намного больше, чем моих, и у вас подобной проблемы не возникнет.

Как бы там ни было, чисто визуально, три аппликатуры греческих ладов очень тесно связаны с аппликатурой минорной пентатоники (которая, надеюсь, вам уже известна), а еще три – с аппликатурой мажорной (она менее популярна, но ее тоже не помешает знать).

Выглядит эта идея вот так:

Немного о том, как читать данную аппликатуру: Черные кружочки означают тонику, от которой мы решили играть гамму(например, если это нота Си, то следующей нотой Дорийского лада будет нота До); не закрашенными кружочками отмечены ноты, которые входят в минорную пентатонику; треугольниками отмечены ноты, которые нам нужно добавить к аппликатуре пентатоники для того, чтобы получить нужный лад.  Теперь давайте попробуем применить тот же самый принцип к мажорной пентатонике:

Остался еще один лад, с которым нам следует познакомится. Но дело в том, что он созвучен исключительно с минорными септаккордами с пониженной пятой ступенью (m7b5). А это довольно болезненный опыт для ушей ваших зрителей. Хотя, лично я всегда считал, что приятно уметь раздражать людей.☺ Не обязательно этим постоянно пользоваться, но уметь приятно:

Что касается гармонизации Греческих ладов:

Ионийский лад(maj7)            1   2   3   4   5   6   7

Дорийский лад (m7)              1   2 b3   4   5   6 b7

Фригийский лад (m7)            1 b2 b3   4   5   6 b7

Лидийский лад (maj7)           1   2   3 #4   5   6   7

Миксолидийский лад (7)      1   2   3   4   5   6 b7

Эолийский лад (m7)              1   2 b3   4   5 b6 b7

Локрийский (m7b5)               1 b2 b3   4 b5 b6 b7

Если мы внимательно посмотрим на приведенную выше формулу, мы обнаружим, что каждый лад содержит в себе формулу определенного септаккорда. Грубо говоря, каждый лад это септаккорд плюс три дополнительные ноты.

Область применения ладов не ограничена: от тяжелого метала и до, собственно, модального джаза. Но, есть один довольно любопытный способ их использования, на который я хотел бы обратить ваше внимание. Поскольку вы знакомы с минорной пентатоникой, вы наверняка знаете, что такое блюзовая фразировка. Все, что нам нужно сделать - это добавить в выбранную вами блюзовую фразу ноты от какого-нибудь лада.Например:

А вот, что будет, если добавить сюда несколько нот Дорийского лада:

Так можно поступить с любой известной вам блюзовой фразой.

Надеюсь, я был полезен.

Удачи!

ru-guitar.livejournal.com

Немного слов про лады на гитаре

Здравствуйте все те, кто сейчас читает данную статью! Да и вообще большой респект всем тем ребятам и девчонкам, которые посещают мой сайт школа игры на гитаре.  В этой статье, хочу рассказать вам, немного о том для чего же вообще нужны лады на гитаре, и почему  благодаря им меняется высота звучания гитары.

Как вы уже знаете, струны, которые натягиваются на гитаре являются источником звука. А высота извлекаемого звука, зависит от того, насколько сильно натянута струна, от длины колеблющейся части, а так же от толщины самой струны. Тут проявляется следующую зависимость: чем тоньше, короче и сильнее натянута струна, тем выше звучание этой струны. Данную зависимость обнаружил один дядька по имени Маренном Мерсен в очень далеком 1626 году. Данную зависимость он записал математически и вывел соответствующий закон.

Если посмотреть на гитару и немного подумать, то можно понять, что для того чтобы менять высоту звучания при игре на гитаре, нужно просто изменять длину колеблющейся части струны. А это осуществляется простым прижатием струну к поверхности грифа гитары, в результате чего рабочая (та самая колеблющаяся часть) струны сокращается и тон издаваемого звука повышается. Если сократить длину струны вдвое, то тон будет повышен на целую октаву. В музыке, по общепринятой тенденции, применяется равномерный 12-ти нотный звукоряд. Для того, чтобы облегчить игру в таком звукоряде, собственно и были изобретены лады на гитаре. Лад  это определенный отрезок грифа гитары с определенной длиной, которая вызывает повышение струны на полутон. Лады имеют свои границы. В качестве ладовых границ на гитаре выступают металлические ладовые порожки. Благодаря ладовым порожком менять длину струны, а соответственно и высоту звука, становится более понятно и удобно.

В простом понимании под ладом подразумевают расстояние между двумя соседними порожками. Ребят вам стоит это усвоить: Лад - это не металлическая вставка, это расстояние между двумя металлическими вставками. Также нужно понимать, что металлические порожки располагаются друг от друга не абы на каком расстоянии, а строго на определенном, математически высчитанном расстоянии. Когда происходит прижатие струны к ладу, сокращается  длина струны, т.е происходит повышение её тона. Нужно понимать, что в этом момент звучит лишь отрезок струны от нижнего порожка до зажатого лада. Колебания струны не распространяются дальше прижатого лада. Еще одна полезность ладов это то, что они позволяют значительно легче добиться принятого стандарта звучания, потому что позиции для нот, которые нужны указываются ладами. Кроме того, проигрывать различные варианты аккордов, без наличия ладов было бы довольно затруднительно.

Вот и все. Про лады на гитаре я рассказал вам все, что знал сам. Если, что-нибудь еще узнаю, то обязательно с вами поделюсь. На этом статью буду завершать. Делитесь ссылкой на статью с друзьями, оставляйте комментарию, если имеются вопросы, то там же в комментариях задавайте их.

play-info-guitar.ru


Смотрите также