Подводная лодка лада проект 677


Новаторская «Лада». Чем новые субмарины превзошли подлодки проекта «Варшавянка»

В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» была спущена на воду вторая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Кронштадт». Планируется, что на Военно-морской флот (ВМФ) России она поступит в 2019 году.

Разработанная в ЦКБ морской техники «Рубин», лодка относится к четвертому поколению неатомных субмарин серии «Лада». Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью, меньшей шумностью и рядом глубоко усовершенствованных систем по сравнению с подлодками третьего поколения.

Головная лодка этого проекта — «Санкт-Петербург» — находится в опытной эксплуатации на флоте. В настоящий момент строят еще одну «Ладу» — «Великие Луки». Также в планах подписать контракт еще на две субмарины. На ВМФ РФ считают, в будущем именно лодки этого типа станут основой российского неатомного подводного флота.

«Хмуриться не надо, «Лада»

«Кронштадт» был заложен в 2005 году, однако спустя четыре года его строительство приостанавливалось и было возобновлено лишь в 2013 году. Поэтому «значимость этого события трудно переоценить», подчеркнул на торжественной церемонии спуска на воду генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков. «Корабль претерпел и остановки в строительстве, и остановки в финансировании, но тем не менее спуск сегодня состоялся. Задержка в строительстве позволила учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», — сказал он.

ITAR-TASS 110: ST. PETERSBURG, RUSSIA. MAY 8, 2010. The new, fourth postwar generation Project 677 Lada class diesel-electric submarine, designated Sankt Peterburg, is turned over to the Russian Navy during a ceremony at the Admiralty Shipyard in St Petersburg. (Photo ITAR-TASS / Vadim Zhernov)110. Россия. Санкт-Петербург. 8 мая. Подводная лодка 4-го поколения проекта 677 «Санкт-Петербург» во время церемонии передачи которой Военно-морскому флоту России на Адмиралтейских верфях. Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

Кстати, заложенный еще в 1997 году, головной корабль проекта 677 «Санкт-Петербург» тоже долго передавался флоту — проектанты и кораблестроители доводили его до ума много лет (передача состоялась в 2010-м). Фактически субмарина стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ. И даже сейчас она продолжает находиться в опытной эксплуатации на Северном флоте, которую планируют завершить в 2019 году.

По всем показателям эта подлодка (проекта «Лада») превосходит своих предшественников — лодки 636-го проекта. Мы верим, что будущее ВМФ России в составе неатомных подводных лодок за 677-м проектом, верим, что будет большая серия Александр Бузаков

гендиректор «Адмиралтейских верфей»

На испытаниях головной лодки этой серии во второй половине нулевых годов, в частности, были выявлены проблемы с акустическим комплексом и главной энергетической установкой. В ноябре 2011-го было принято решение о переоборудовании головной субмарины и достройке уже заложенных лодок по доработанному проекту — с модернизацией систем управления, электродвижения, навигационных комплексов.

По данным из открытых источников, контракт между военными и «Адмиралтейскими верфями» на достройку второй лодки вступил в силу 9 июля 2013 года, в конце 2014-го был заключен контракт на продолжение строительства третьей лодки. Изначально она была заложена 10 ноября 2006 года как «Севастополь», а в 2015-м перезаложена как «Великие Луки». Тогда сообщалось, что эта субмарина будет строиться с учетом скорректированного техпроекта, разработанного в ЦКБ морской техники «Рубин», на основе опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Проектантом проведена работа по усовершенствованию лодки и созданию модернизированных комплексов — навигационных систем, управления корабельными техническими средствами и электродвижения.

Изначально «Лада» проектировалась как самый современный корабль, для нее были созданы новые образцы техники, которые необходимо было протестировать. По итогам опытной эксплуатации, а также с учетом того, что за это время появились новые радиоэлектронные средства и другие системы, «Рубин» создал улучшенный проект Игорь Вильнит

генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин»

«Заказ Министерства обороны РФ на две «Лады» — «Кронштадт» и «Великие Луки» — свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить», — рассказал в 2016-м в интервью ТАСС глава ЦКБ морской техники «Рубин».

Неоднократно сообщалось, что вторую и третью подлодки — «Кронштадт» и «Великие Луки» — должны были передать ВМФ России в 2018 и 2019 годах, а контракт на четвертую рассчитывали подписать в 2018 году. Летом этого года президент ОСК Алексей Рахманов в интервью ТАСС заявил, что главной причиной переноса сроков сдачи второй и третьей «Лады» являются электрические двигатели субмарин, «по которым остаются вопросы». В ходе церемонии спуска на воду второй лодки гендиректор «Адмиралтейских верфей» сообщил, что Петербургское судостроительное предприятие планирует по программе ГПВ (государственная программа вооружений — прим. ТАСС) подписать контракт на создание четвертой и пятой подводной лодок проекта 677 в следующем году.

В июне 2017 года источник в российской делегации на Международном военно-морском салоне сообщил ТАСС, что лодка «Санкт-Петербург» пройдет ремонт и модернизацию. «Речь идет о том, чтобы не только провести средний ремонт этого корабля, но и модернизировать его до состояния первого серийного (второго по счету — прим. ТАСС). Такие работы займут два-три года», — отметил собеседник агентства, не уточнив сроки начала ремонта.

О новшествах «Лады»

Большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» является развитием проекта 877 «Палтус» (или «Варшавянка»). Она создавалась в качестве универсальной замены субмарин проекта 877, среди требуемых характеристик была уменьшенная шумность.

Проект был разработан Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» в 1990-х годах под руководством главного конструктора Юрия Кормилицина. Строительством всех субмарин проекта занимается предприятие АО «Адмиралтейские верфи» (в составе «Объединенной судостроительной корпорации», ОСК).

Этот проект создавался во времена очень тяжелой финансовой обстановки. В это время пытаться создать корабль будущего, где все было новое, — это надо было иметь мужество Игорь Вильнит

генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин»

По его словам, генконструктор «Рубина» Юрий Кормилицин сделал все для того, чтобы проект «Лада» был реализован, а его лодки были оснащены принципиально новым современным оборудованием. Многие системы и технические характеристики этих подлодок стали существенным прорывом в отечественном неатомном кораблестроении. Например, скрытность «Лады» еще более высока, чем у знаменитых «Варшавянок» (проект 636.3).

«Лады» предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей в ограниченном районе, атак наземных целей с применением крылатых ракет морского базирования, противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, борьбы на морских коммуникациях в ограниченных районах. Они могут эксплуатироваться при любых метеоусловиях в мелководных и глубоководных акваториях в любом районе Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием. Подводная лодка имеет повышенную автономность — до 45 суток, увеличенную дальность плавания в подводном положении — до 650 миль при скорости хода три узла.

О новшествах, внедренных на «Лады», много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения. Эти субмарины стали намного тише своих предшественниц. Эту особенность они получили благодаря высокотехнологичному антигидроакустическому покрытию корпуса. Подлодка оснащена новым гидроакустическим комплексом типа «Иртыш» с развитой антенной системой и гибкой протяженной буксируемой антенной.

Понятно, что это корабль следующего поколения по сравнению с 636-ми. И, конечно, по целому ряду показателей он более совершенен, в том числе и по малошумности Игорь Вильнит

генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин»

Лодки этого типа имеют однокорпусную архитектуру, по сравнению с подлодками проекта 877 «Лады» отличаются более низким уровнем шумности, высокой степенью автоматизации, сниженным почти в 1,3 раза надводным водоизмещением, увеличенной скоростью подводного хода. Водоизмещение составляет примерно 1765 т (2650 т — подводное). На глубине они могут развивать скорость до 21 узла (около 38,9 км/ч), на поверхности воды — десять узлов (около 18,5 км/ч). Рабочая глубина погружения — 250 м. Экипаж — 35 человек.

Основным вооружением «Лад» являются крылатые ракеты комплекса «Калибр». Имеется возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям. Корабль имеет шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед, 16 торпедо-ракет или 44 мины.

Главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью 4100 л.с. и два дизель-генератора мощностью 1000 киловатт каждый). Предусмотрена возможность оснащения субмарины анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой с электрохимическими генераторами, что значительно увеличит автономность и дальность плавания. Разработку такой установки по состоянию на 2018 год ведет ЦКБ морской техники «Рубин».

В 2016 году заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщал, что подлодки проекта «Лада» могут стать первыми, которые получат воздухонезависимые энергетические установки. После чего планируется начать строительство лодок по разработанному принципиально новому проекту «Калина». Именно на ней будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 «Варшавянка» и 677 «Лада». Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок — до двух-трех недель.

Это установки, для работы которых не требуется атмосферный воздух. Нет необходимости всплывать на поверхность. Улучшается основное свойство подводной лодки — скрытность Виктор Бурсук

заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению, вице-адмирал

Головной корабль проекта «Лада» возвращается на базу в районе Мурманска, 2015 год ЦКБ «Рубин»

В свою очередь, гендиректор ЦКБ морской техники «Рубин» Игорь Вильнит подтвердил, что на базе «Лады» будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, в том числе с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). «Это хорошая перспектива для развития проекта 677», — отметил он.

ТАСС

2018-09-21

www.nasha-strana.info

Дизель-электрическая подводная лодка LADA

Головные лодки серии — пр.677 «Лада» — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э «Амур» («Амур-1650″) заложены на заводе ФГУП «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название «Санкт-Петербург». Лодка спущена на воду 28 октября 2004 г.Серия ПЛ пр.677 находится в производстве — всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг., запланирована постройка 6 ПЛ пр.677. 1. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ2. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010г.3. Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»4. Полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем 2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО «Электросила» мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления.5. Автономность — 45 суток Гарантированный срок эксплуатации — 25 лет Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ6. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями7. Экипаж — 35 чел8. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями9.10. Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»11. Вооружение: 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1.12. Прибор №1 ГАК «Лира» — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса13. Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира»14. Оптронная мачта «Парус-98УП» унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э»15. Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98″16. ПЛ «Санкт-Петербург» на стапеле «Адмиралтейских верфей»17.18. Спуск ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 на воду 28 октября 2004 г.

19. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

topwar.ru

Строительство неатомных подлодок «Лада» продолжится

Разговор о современных неатомных подводных лодках начнём с новостей. Недавно пресс-центр ОАО «Адмиралтейские верфи» сообщил о возобновлении работ по достройке второй подводной лодки проекта 677 «Лада». Неатомная (дизель-электрическая) лодка Б-586 «Кронштадт» была заложена в 2005 году. Однако в 2009 году, по решению Министерства обороны РФ, её строительство было приостановлено. И вот почему.

Первая лодка этого проекта — Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена ещё 26 декабря 1997 года, а спущена на воду в 2004 году. Но в 2010 году она была принята только в опытную эксплуатацию. Испытания выявили целый ряд несоответствий её характеристик техническому заданию. В первую очередь это относилось к автономности (менее 20 суток, вместо заявленных 45) и скорости полного подводного хода. Главный электродвигатель развивал только 60% мощности.

Недоработки были выявлены и в некоторых других системах. Специалисты ЦКБ «Рубин» практически все эти годы были заняты исправлением недостатков головной лодки нового проекта. А также созданием модернизированного проекта, в котором все недостатки, выявленные в ходе опытной эксплуатации, должны быть устранены.

Головная ПЛ проекта 677 — подлодка Б-585 «Санкт-Петербург»

В этом году работа над модернизированным проектом практически закончена, и по нему можно достраивать «Кронштадт». Как сообщает пресс-служба «Адмиралтейских верфей», на второй лодке серии будут установлены модернизированная система электродвижения, новый навигационный комплекс и обновлённая система управления корабельными техническими средствами.

Вместе с тем головная лодка — «Санкт-Петербург», скорее всего, останется в опытной эксплуатации. На ней удалось исправить почти все недоработки, за исключением скорости подводного хода. Этот недостаток будет устранён только на второй лодке проекта. Тем не менее, в августе прошлого года Минобороны, ВМФ и Объединённая судостроительная корпорация договорились о возобновлении строительства серии подлодок «Лада», они вновь включены в гособоронзаказ.

Теперь немного о том, почему эти лодки будут классифицироваться уже не как «дизель-электрические» (ДЭПЛ), а как «неатомные» (НАПЛ). Дело в том, что сейчас энергетические установки подлодок нельзя свести только к дизель-электрическим или атомным. Практически все неатомные подводные лодки, которые строятся по современным проектам, обладают анаэробными, или воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). И вот почему.

Классическая дизель-электрическая энергетическая установка подводной лодки (ДЭЭУ) имеет главный недостаток, которого лишены атомные лодки (АПЛ). Такая лодка вынуждена с определённой периодичностью подниматься на поверхность для пополнения запасов воздуха и зарядки аккумуляторных батарей. Это ограничивает время нахождения в подводном положении, что не лучшим образом сказывается на скрытности перемещения ДЭПЛ.

Кроме того, у такой энергетической установки есть ещё один минус. Она как бы состоит из двух частей. Одна часть нужна для подводного хода, другая — для надводного. Фактически в подводном положении (когда ход обеспечивают аккумуляторы) ДЭПЛ «таскает» с собой ненужный дизельный двигатель. А в надводном балластом становятся уже аккумуляторные батареи. То есть такая лодка постоянно «возит» в себе массивное и объёмное оборудование, которое используется только часть времени.

Читайте также  Военный флот России. Грустный взгляд в будущее. Часть 2

Частичным выходом из положения стало использование режима работы дизеля под водой (РДП). В этом режиме атмосферный воздух дизель получает без полного всплытия на поверхность. Но нахождение на перископной глубине (6–8 метров) нельзя назвать скрытным. На этой глубине лодка прекрасно обнаруживается воздушными средствами, которые способны держать под контролем значительные пространства.

Вот почему современные шведские, немецкие и японские субмарины получили воздухонезависимые энергетические установки. Благодаря им время нахождения в подводном положении значительно увеличивается, приближаясь к показателям атомных лодок. Они даже обладают преимуществом перед атомными собратьями, поскольку имеют меньшее водоизмещение (положительно сказывается на заметности в случае активной гидролокации противника) и меньшие показатели собственных шумов (имеют значение при пассивной гидролокации).

Так, например, в 2003 году шведская подводная лодка Halland, оснащённая ВНЭУ, в дуэльной ситуации одержала верх над французской АПЛ. Она же в Средиземном море в учебном бою условно торпедировала американскую АПЛ SSN-713 «Хьюстон». А в 2005–2007 годах шведская подводная лодка «Готланд» была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. За это время американцы смогли убедиться в том, что борьба с современной неатомной лодкой представляет собой непростую задачу даже для ВМС США.

При этом в среднем НАПЛ в 4,5 раза дешевле лодок с ядерными реакторами и могут строиться более массово. А подлодки, оснащённые ВНЭУ, могут действовать даже на океанских просторах, решая часть задач, стоящих перед атомными собратьями. Причём по эффективности они могут даже превосходить многоцелевые атомные.

Так что же? Неужели мы уже не способны создать неатомную подлодку, сравнимую с зарубежными? Неужели можем строить только «недоделанные» «Лады»? Вовсе нет. Скажем о причинах, по которым головная НАПЛ проекта 677 оказалась «недоделанной».

Работы по новому поколению ПЛ в СССР были начаты ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 году. Подлодки проекта 677 «Лада» должны были стать первыми серийными отечественными НАПЛ, оснащёнными анаэробной энергоустановкой. Проект был практически готов к моменту распада СССР. Однако новую власть России не сильно заботила безопасность страны. Проект был переработан, вернее, «урезан» в самой перспективной своей части. Головная Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году как обычная ДЭПЛ, а не так, как задумывалась. Стоит ли удивляться, что проект «Лада», спешно перепроектированный из суперсовременного в обычную ДЭПЛ, показал себя не с лучшей стороны?

Между тем мы не только никогда не отставали в области ВНЭУ, но даже скорее были пионерами в постройке лодок с такими энергетическими установками. Вот несколько малоизвестных фактов.

Читайте также  Американские ПЛАРБ типа «Огайо»

В предвоенные годы ОКБ НКВД, размещавшееся позже на территории завода № 196, разработало технический проект 95 экспериментальной малой быстроходной подлодки с двигателем, работающим по замкнутому циклу. Этот тип энергоустановки получил наименование ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Дизель работал в подводном положении на газовой смеси, состоящей из инертного азота и искусственно добавляемого кислорода. По этому проекту была построена лодка М-401 (позднее С-92), которая прошла успешные испытания на Каспии.

В 1950 году была спущена на воду первая малая ПЛ проекта 615. Эти лодки стали единственной в мире серией подводных лодок с подводным движением на дизельном двигателе. Их энергоустановка работала по схеме ЕД-ХПИ. В подводном положении их дизельные двигатели работали на жидком кислороде, примерно как на нынешних «суперсовременных» западных лодках.

По сути, это были первые в мире серийные подлодки с ВНЭУ. Они значительно превосходили дизельные лодки проекта 96 (серии XV) по скорости и продолжительности непрерывного подводного плавания, а также предельной глубине погружения. Они были выведены из состава флота только в начале 70-х годов.

Малая подлодка проекта 615 с подводным движением на дизельном двигателе

В дальнейшем руководство советского ВМФ почти утратило интерес к анаэробной энергетике подлодок. В это время бурно развивалось атомное подводное кораблестроение. Однако такие установки продолжали создаваться и испытываться. В 80-х годах ПЛ С-273 (проекта 613) была переоборудована по проекту 613Э «Катран». Её энергетическая установка включала электрохимический генератор «ЭХГ-280».

В 1991 году в полном объёме были завершены работы по ЭУ с ЭХГ для малой подводной лодки «Пиранья» (шифр ЭУ «Кристалл-20» мощностью 130 кВт). Эта лодка, предназначенная для обеспечения специальных подразделений, также могла бы стать серийной, если бы не разрушение нашего государства. СПМБМ «Малахит» в 90-е годы делало проекты малых подлодок с ВНЭУ на основе «Пираньи». Но, к сожалению, уже на экспорт.

Но вернёмся к лодкам проекта 677. То, что было загублено в 90-е годы, пришлось наверстывать. Пренебрежение перспективными разработками всегда оборачивается потерями. А возврат к однажды утраченному всегда достаётся дорогой ценой.

В настоящий момент ЦКБ МТ «Рубин» возвращает «Ладам» их первоначальные качества. Существует стендовый образец ВНЭУ для этих лодок, который ещё предстоит доводить. Это будет уже другая энергетическая установка на основе топливных элементов, работающих на обычном дизельном топливе и кислороде, хранящемся в связанном виде (что повышает взрыво- пожаробезопасность установки). Подлодка Б-586 «Кронштадт» не будет оснащёна этой установкой. ВНЭУ для «Лад» должна пройти приёмку к 2016 году. И ею будут оснащаться модернизированные ПЛ проекта 677, начиная с третьей подлодки.

/Александр Горбенко, odnako.org/

army-news.ru

Подводная лодка "Лада", проект 677

Военные действия на море обладают массой своеобразных особенностей. Недаром флотская служба всегда считалась особенно почетной, а звание «Адмирал» практически всегда ценилось выше генеральского. Одной из черт боя на воде является то, что нападения можно всегда ждать не только со стороны вражеских надводных кораблей и самолетов, но также и из-под воды.

Подлодки немцев стали настоящим кошмаром для союзников в годы Второй Мировой войны, отправив на дно Атлантики миллионы тонн грузов и тысячи кораблей. Советский Союз оценил немецкий вклад в дело развития подводного флота, начав в послевоенный период расширенные разработки в этом направлении.

При произнесении слова «подлодка» у большинства людей сразу возникает ассоциация с громадным кораблем АПЛ, несущим на борту смертоносный груз в виде тяжелых баллистических ракет, способных принести огромные проблемы вероятному противнику. При этом обыватели забывают, что в современном флоте не менее ценными являются небольшие дизель-электрические подлодки. Они незаменимы в диверсионном деле, для скрытной высадки десанта на вражеском берегу.

Одним из наиболее успешных проектов стала подводная лодка «Лада». О ней мы сегодня и расскажем.

Суда проекта 667 предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач. Таким образом, подводная лодка «Лада», фото которой есть в статье, является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности.

Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1. Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал».

Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» - лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии - 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» - лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств.

Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Дальнейшая эксплуатация и перспективы корабля

Как оно часто бывает, подводная лодка «Лада» не слишком успешно справилась с испытанием временем. Дело в том, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к такому классу судов. Так, в настоящий момент идет интенсивная работа над созданием анаэробных силовых установок. В конце 2012 года желание приобрести шесть таких лодок проекта 677 «Лада» изъявила Индия, давний стратегический партнер нашей страны.

Проще говоря, стране нужны такие дизель-электрические подводные лодки, которые бы могли находиться в боевых походах как можно более длительное время, не нуждаясь в подъеме даже на перископную глубину. Подводная лодка «Лада», воздухонезависимая энергетическая установка которой будет доведена до совершенства, сможет совершать многомесячные «заплывы». Нужно отметить, что научные изыскания в данном направлении идут вполне успешно.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте.

Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки.

Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

Первой со стапелей сойдет «Кронштадт». Как ни странно, но бывшие «старушки», которых готовились полностью списать, на сегодняшний день стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Впрочем, как можно больше лодок проекта 677 «Лада» на сегодняшний день нужно именно России, так как эти корабли являются отличным средством защиты морских границ и побережий, которых у нашей страны в достатке.

fb.ru


Смотрите также