Подводные лодки проекта 677 лада


Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — видео

Таким образом, подводная лодка «Лада», является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности. Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал». Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии — 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» — лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте. Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки. Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

На сегодняшний день субмарины проекта 677 «Лада» стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

Представители

Б-585 «Санкт-Петербург» — находится в опытной эксплуатации до 2016 года

Б-586 «Кронштадт» — до середины 2012 года строительство было заморожено и возобновлено только 09.07.2013

Б-587 «Великие Луки» — лодка была перезаложена 19 марта 2015 года

Тактико-технические характеристики подводных лодок 677 «Лада»

Тип корабля……………..многоцелевая ДЭПЛСкорость (надводная)……………..10 узловСкорость (подводная)……………..21 узелРабочая глубина погружения……………..250 мПредельная глубина погружения……………..00 мАвтономность плавания……………..45 (30 для «Амур-950») сутокЭкипаж……………..35 (21 для «Амур-950») человекВодоизмещение надводное……………..1 765 (1 150) тВодоизмещение подводное……………..н/дДлина наибольшая (по КВЛ)……………..66,8 (58,8) мШирина корпуса наиб………………7,1 (5,65) мСиловая установка ГЭУ с полным электродвижением…….ДГ с двигателями Д49; ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)Торпедно-минное вооружение…….6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 минРакетное вооружение……УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»

ПВО……………..ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК

Подводная лодка проекта 677 «Лада» — фото с парада в Санкт-Петербурге

Источник

soldat.pro

Sina.com: Россия создавала подлодки проекта 677 «Лада» тринадцать лет

Развитие российского подводного флота интересует зарубежную прессу, в том числе китайские издания. При этом новые публикации затрагивают как успешные, так и не самые удачные проекты. К примеру, китайское интернет-издание Sina.com недавно рассказало читателям о строительстве российских дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада». В его статье рассказывалось о ходе проекта, его результатах и затруднениях. Кроме того, китайские авторы попытались оценить перспективы новых лодок и планы российского командования в их отношении.15 октября на портале Sina.com появилась публикация с громким названием «俄罗斯13年才研制出这型潜艇 为何仅建造3艘就被放弃» – «Россия создавала эти подлодки 13 лет. Почему от них отказались после строительства третьей?» Название статьи напоминает о событиях последних лет и известных неудачах проекта 677, из-за которых подобные лодки потеряли шанс стать основными в своем классе. В начале статьи авторы напоминают, что не так давно в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду подлодки «Кронштадт», построенной по проекту 677 «Лада». Этот корабль важен для российского флота, но все же имеет специфические особенности. Он оснащен традиционной дизель-электрической энергетической установкой и не получил более прогрессивную воздухонезависимую систему. Также авторы указывают, что еще в 2016 году российское командование огласило планы в отношении ДЭПЛ проекта 677. Строительство таких кораблей завершат после сдачи третьего. Вследствие этого основными неатомными подлодками флота станут представители проекта 636.3 «Варшавянка».Причины отказа от проекта «Лада» хорошо известны. Россия потратила на разработку и строительство таких подлодок крупные суммы, но готовый головной корабль оказался далек от идеала. Он имел массу проблем, связанных с недоработкой необходимых технологий. Головная лодка типа «Лада» была заложена еще в 1997 году. Спуск на воду состоялся в 2004 году, и до 2010-го она не могла попасть в состав флота. Таким образом, новый «меч» для флота «ковался» в течение 13 лет.Авторы указывают, что Советский Союз в прошлом имел развитую отрасль строительства подводных лодок, однако различные организации из ее состава были распределены между союзными республиками. После распада СССР значительная часть этих предприятий ушла из военной сферы. Кроме того, часть важных организаций досталась Украине, и из-за сохраняющихся политических противоречий Россия не имеет доступа к ним.В связи с этими проблемами России пришлось принимать меры. Для строительства ДЭПЛ проекта 677 были необходимы реконструкция множества производственных линий и подготовка квалифицированного персонала для работы на них. В итоге сложилась особая ситуация. Россия, в целом, не желала отказываться от проекта «Лада», но технологические и финансовые проблемы заставили ее приостановить работы на некоторое время.Китайское издание задает вопрос: какие новые технологии российские конструкторы использовали в перспективном проекте 677?В первую очередь, Sina.com указывает на выдающиеся российские достижения в области строительства двухкорпусных подлодок. Кроме того, издание поясняет особенности архитектуры корпусов. Оно напоминает, что двухкорпусная конструкция предусматривает наличие внутреннего прочного корпуса, принимающего на себя давление воды, и внешнего легкого корпуса меньшей прочности. Между корпусами находятся цистерны балласта и различное оснащение. Однокорпусная лодка имеет только прочный корпус со всеми необходимыми агрегатами.Оба варианта архитектуры подлодки имеют свои преимущества. Так, двухкорпусная субмарина прочнее, развивает более высокую скорость и быстрее всплывает. В то же время, в ней меньше внутреннего пространства. Однокорпусная конструкция при тех же размерах подлодки обеспечивает на 40% больший внутренний объем, который можно использовать для установки оборудования или улучшения условий работы экипажа.Дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада», согласно изначальным планам, должны служить в течение трех десятилетий. В это время их планируется ремонтировать и модернизировать. Для создания модернизационного потенциала в проекте используется особый вариант архитектуры лодки. Большая часть корабля выполнена однокорпусной, тогда как в корме имеется легкий корпус. Такая идея сама по себе стала отходом от традиции. Кроме того, для ее реализации потребовалось справиться с некоторыми трудностями.Второй ключевой элемент проекта «Лада» – автоматизированная система боевого управления «Литий». При ее разработке использовались новые подходы и решения. АСБУ имеет модульную архитектуру, а отдельные ее компоненты взаимодействуют через общую шину. Все средства наблюдения и обнаружения подлодки передают данные в центральный компьютер, отвечающий за их обработку. При этом возникают высокие требования к производительности систем.От других российских субмарин ДЭПЛ проекта 677 также отличаются увеличенным количеством средств обнаружения. К примеру, антенны гидроакустического комплекса помещаются на носу корпуса, вдоль бортов и в корме. Многие образцы, использованные в составе комплекса бортового оборудования, были разработаны специально для «Лады».При этом, как отмечают китайские авторы, энергетическая установка новых лодок оказалась «сырой». Согласно первоначальным планам, «Лады» должны были комплектоваться воздухонезависимой энергоустановкой, повышающей основные ходовые характеристики. При ее создании российские ученые и инженеры сосредоточили усилия на изучении и разработке топливных элементов. В 2011 году российская промышленность создала топливные элементы т.н. третьего поколения. Такие устройства были испытаны на борту подлодки Б-90 «Саров». Согласно планам прошлого, лодки типа «Лада» должны были получать два комплекта топливных элемента и дизель-электрическую установку. В результате должна была получиться комбинированная установка, сочетающая в себе основные качества базовых систем.Однако в ходе длительных испытаний российские специалисты установили, что имеющиеся топливные элементы имеют массу проблем, и это повышает риск аварии. Вскоре после старта испытаний головной подлодки проекта «Санкт-Петербург» стали проявляться недостатки и недоработки ее энергетической установки. Российские официальные лица неоднократно утверждали, что топливные элементы не соответствуют требованиям. Их характеристики оказались недостаточными, из-за чего энергоустановка не могла выдавать требуемую мощность.Именно в связи с недостатками энергетической установки лодка «Санкт-Петербург» не смогла вовремя начать службу. Кроме того, все это привело к пересмотру планов на строительство следующих кораблей. Строительство второй подлодки было отложено на неопределенный срок.Издание Sina.com отмечает, что при разработке проекта 677 российские специалисты отказались от многих удачных и отработанных конструкторских решений. Вместо них были использованы новые для российского кораблестроения идеи. Их применение было прямо связано с желанием получить высокие характеристики и новые возможности. При создании совершенно новых узлов и агрегатов инженерам пришлось делать сложный выбор. В некоторых случаях приходилось сокращать характеристики устройства либо проектировать его заново, что негативно сказывалось на надежности и безопасности.Финансовые трудности в итоге привели к тому, что российская промышленность не смогла завершить разработку топливных элементов с требуемыми характеристиками. В связи с этим командованию пришлось отказаться от дальнейшего строительства подлодок типа «Лада».Именно эту ситуацию китайские авторы называют причиной того, что военно-морской флот России в итоге решил строить вместо подлодок проекта 677 корабли типа 636.3 «Варшавянка». Проект 636.3 представлял собой модернизированную версию более старого проекта 636М. С точки зрения ряда технологий «Варшавянка» не уступала более новым «Ладам». В ходе разработки нового проекта 636.3 конструкторы должны были перенести в него готовые идеи, решения и компоненты из существующего проекта 677. Одновременно с этим в «Варшавянках» использовались готовые комплектующие и технологии, что привело к сокращению затрат.Тем не менее, как напоминает Sina.com, российский флот не планирует полностью отказываться от неатомных подлодок проекта 677 «Лада». Фактически промышленность России развивает оба проекта подводных лодок. Осуществляется модернизация серийного проекта «Варшавянка», а также выполняется совершенствование «Лады». В обозримом будущем будет достроена третья подлодка проекта 677. Китайские авторы предполагают, что ее появление может иметь интересные последствия. Если при ее строительстве конструкторам и судостроителям удастся выполнить все требования, но проект 636.3 перестанет быть главной опорой неатомного подводного флота России.

***

Специфическая история проекта неатомной подводной лодки 677 «Лада» прекрасно известна в нашей стране и не является секретом для зарубежной прессы. Более того, в очередной раз она становится темой публикации в иностранном издании. Теперь интерес к затянувшемуся российскому проекту проявили китайские средства массовой информации, причем речь идет о достаточно крупном интернет-издании.

По всей видимости, поводом для появления новой публикации от Sina.com стала недавняя церемония спуска на воду первой серийной подлодки типа «Лада». Субмарина «Кронштадт» была заложена еще в 2005 году, но позже ее строительство приостанавливалось на несколько лет. После перезакладки строительство продолжилось, и теперь корабль готовится к будущим испытаниям. В ближайшем будущем на воду спустят и третью подлодку проекта – «Великие Луки».Китайские авторы в своей статье кратко раскрыли историю проекта «Лада», а также указали его основные проблемы, из-за которых флоту и промышленности неоднократно приходилось пересматривать свои планы. При этом, однако, они допустили серьезную ошибку. Sina.com утверждает, что строительство ДЭПЛ проекта 677 ограничится всего тремя единицами. Однако еще в прошлом году прозвучали официальные заявления, согласно которым численность таких кораблей увеличится, возможно даже в разы.В июне прошлого года на уровне командования ВМФ России прозвучали заявления о скором строительстве двух новых подлодок типа «Лада». В ближайшее время планировалось подписать контракт на них. Впрочем, прошло почти полтора года, но требуемое соглашение все еще не появилось. Третью и четвертую подлодки проекта 677 построят до 2025 года, после чего в цехах их сменят новые однотипные корабли. Тем не менее, точные планы на вторую половину двадцатых годов и следующие периоды пока не оглашались.Согласно текущим планам, в начале двадцатых годов основой неатомной части подводных сил флота станут ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» в количестве 12 единиц. К этому же времени флот получит три первые «Лады». Чуть позже появятся еще две лодки проекта 677. Это означает, что в течение длительного времени «Варшавянки» будут сохранять свой особый статус, причем продолжительность такого периода все еще остается неизвестной. Подобные перспективы лодок проекта 636.3 прямо зависят от успеха проекта 677.Точное количество дизель-электрических подлодок проекта 677, планируемых к постройке в ближайшем и отдаленном будущем, вероятно, пока не определено. В то же время, известны планы по строительству альтернативы в виде «Варшавянок». Китайское издание Sina.com полагает, что при определенном развитии событий существующие и строящиеся «Варшавянки» перестанут быть главной опорой неатомного подводного флота. В зависимости от успешности дальнейших работ, новые «Лады» смогут стать как дополнением, так и заменой для имеющихся кораблей.

Статья «俄罗斯13年才研制出这型潜艇 为何仅建造3艘就被放弃»:http://mil.news.sina.com.cn/jssd/2018-10-15/doc-ihmhafir7880230.shtml

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Проект 677 Лада – ход конём русских «Чёрных дыр» (636-х) на радарах НАТО

Подробности Категория: Военно-морской флот Опубликовано: 25.11.2016

Успех отечественных ДЭПЛ (дизель-электрической подводной лодки) 3-го поколения «Варшавянок» (для стран Варшавского Договора) продолжил развиваться в новом проекте 677, ещё незавершённом. Стелс-подлодка «Варшавянка» (проекта 877) получила громкое прозвище от западных военных – «Чёрная дыра», что в 1976-м положило конец гидрорадиоакустическому преимуществу США под водой (и как следствие – это замораживание противолодочной системы обнаружения СОСУС (США) и приход с началом 1980-х – корабельной боевой информационно-управляемой системы ИДЖИС). Устаревшая Варшавянка проекта 877 – по-прежнему «Чёрная дыра» для радаров НАТО, стала ещё боеспособней в проекте 4-го поколения 677 Лада.

Субмарины (подводные корабли) – это стратегическое вооружение, позволяющее наказать агрессоров ядерными ударами в любой точке мира, где бы они ни находились. Вопросы такого масштаба могут решать только технически, научно и экономически развитые страны, самые сильные из которых по-прежнему США и Россия. Глобальная агрессивная политика стран НАТО проводится по отношению ко всем государствам. Россия, не успев оправиться от распада СССР, вынуждено торгующая уникальностью природных запасов, собственностью предприятий и научных достижений, покупая необязательный западный и восточный ширпотреб – снова в состоянии равнозначно ответить на нападение как минимум ещё 30 лет – это благодаря проекту 677 Лада.

История проекта 677

История работы главного конструктора Ю.Кормилицына над одной и той же неатомной подводной лодкой (НЕАП) «Варшавянкой» привела от проекта 877 «Палтус» (отечественное название подводной лодки времён СССР, экспортный вариант – проект 636, который прошёл ряд модернизаций на экспорт 636М и 636.1, и для ВМФ РФ 636.3) до проекта 677 «Лада». Чтобы представить себе насколько современнее стала автоматика подлодки-невидимки под комплексным обеспечением центрального программного управления 2016-го – сразу станет заметным численность человек в команде, где 35 подводников заменили 52-х (в перспективе 20 чел). Освободившееся место от устаревшего оборудования и от жизнеобеспечения членов экипажа – это освободившееся место для последних разработок вооружения – более мощного, более дальнего, более точного, более неуязвимого и малогабаритного.

Мы уже писали ранее о «Варшавянке» (см. как дополнение к статье) и её значение для страны, в новой лодке приумножились её преимущества, размеры корпуса стали меньше (длина 74 м снизилась до 67 м, ширина 10 м стала меньше – 7 м). Уменьшенная отражающая поверхность, даже такого незаметного подводного корабля, со сверхсекретным постоянно-совершенствуемым корпусом (при строительстве каждой следующей субмарины – стел-улучшения) из не намагничиваемой стали со сложным композитным покрытием – это ещё большая неуязвимость и улучшенная мелко-глубинная проходимость. Дизельные двигатели остаются пока лучшими, но с ними приходится периодически всплывать, над решением новых источников энергии работаю давно, как у еас так и на Западе. У НАТО есть, в России ещё нет, только разрабатываются ВНЭУ (воздухонезависимые энергетические установки), которыми оборудуют как раз новейшие подлодки – Лада.

Технические характеристики Проекта 677 Лада – что обрела Варшавянка нового поколения

Время не стоит на месте, хотя воздухонезависимые (ВНЭУ) двигатели ещё не имеют преимущества над дизельными, но это только дело времени. К тому же ВНЭУ способны дополнить ДГ (дизель-генераторы), как альтернативный источник энергии. К субмаринам предьявляются и другие требования, не менее важные – дальность гидроакустического обнаружения, скорость обработки информации и принятие решений, взаимодействие в группе, точность и возможность залповой стрельбы, применение новеших РЭБ использование современных ракет для поражения надводных, подводных и наземных целей.

Лада на перископной глубине легко держится и выполняет боевые задачи при волнении моря 7 баллов, что не возможно для надводных кораблей, которые боеспособны до 5 баллов. Для уничтожения ПЛ, перспективных беспилотных подводных аппаратов – есть 18 торпед, для перекрытия фарватера – 44 мины. Для встреч с авиацией есть 6 ЗУР (зенитно-управляемых ракет) расположенных в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) и ещё ПУ (пусковая установка) ПЗРК «Игла-1М».

Дизельные двигатели Д49 работают в паре с ДГ (дизель-генераторами), гибридный вариант с ВНЭУ увеличивает дальность плавания на электрохимических генераторах с подзарядкой до 16 000 миль, а традиционно заявлена – 6 000 миль. Скорость над водой 10 узлов, под водой 20 узлов. Провизии на 45 суток.

Назначение НАПЛ Лада

Зачем Россия за явным преимуществом над НАТО улучшает невидимость и зоркость – развивает успех в гидроакустике? – на ближайшую перспективу, т.к. в США спешат разработать и внедрить новую противолодочную систему ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) путем использования подводных беспилотников (БП). Именно результаты этой разработки могут свести на нет незаметность атомных подводных лодок за счёт дальности обнаружения до 3 км, при глубине погружения до 300 м и дальности плавания 6 000 км и с расчётом 80-ти дней пребывания под водой. Общий срок службы таких БП должен будет составлять 15 лет при стоимости 20 млн. долларов.

Данную программу собираются внедрить в течение к 2017-му году. Поэтому, чтобы всегда оставаться незамеченной «Чёрной дырой» в океане и у берегов – ВМС России должны иметь на вооружении более дальнозоркие и совсем незаметные подлодки (ПЛ). Стоящие сейчас на вооружении ДЭПЛ проекта 636.3 имеют шумность 30 дб – это естественный шум моря. Четвёртое поколение российских неатомных подводных лодок проекта 677 в сложившейся перспективе решает стоящие перед ней задачи в океанской и прибрежной зоне:

  • вести разведку;
  • уничтожать ПЛ и БП;
  • уничтожать надводные корабли и АУГ (авианосные ударные группировки);
  • уничтожать наземные цели и укреплённые районы;
  • проводить диверсии путем транспортировки, выпуска и впуска водолазов;
  • ставить минные заграждения.

Главные отличия от предшественника (636-го)

В процессе создания этого начала проекта новой серии 677 Лада, различными НИИ, ОКБ и предприятиями ВПК России – произведено более 200-т работ, главным разработчиком является ЦКБМТ «Рубин». Результатами труда стало применение нового высокоточного оружия и создание современных малошумных субмарин с наименьшим энергопотреблением комплекса радиоэлектронного вооружения. Отличия от Варшавянок:

  • новый гидроакустический комплекс, работающий на базе шумопеленгаторной квазикомформной антенны большой площади – КФАР (квазиконформная фазированная антенная решетка);
  • возможности ведения залповых стрельб ракетами с ядерными зарядами по надводным целям до 800 км. – это П-800 (отечественного образца Оникс или импортного (индийского) БраМос), а также по наземным целям до 2 000 км. – НК--- - Калибр;
  • комплексная АСУ (автоматизированная система управления) подводным кораблём и его боевыми возможностями;
  • противогидролокационное покрытие для корпуса лодок 4-го поколения;
  • увеличенное применение радиоэлектронного вооружения;
  • в наличии непроникающие в корпус выдвижные системы за исключением перископа.

Гидроакустический комплекс и шумопеленгаторная станция

Шумопеленгаторная станция – это пассивное средство наблюдения для обнаружения шумящих объектов в толще воды и над ней, направление на этот объект тоже определяется этой станцией. Достоинство её работы – абсолютно скрытое. Поэтому эти станции применимы в первую очередь на ПЛ, где фактор обнаруживать и быть незаметным – определяющий.

Во время II Мировой войны шумопеленгаторная станция представляла собой одну базу от 8-ми до n десятков приёмников (из кристалла сегнетовой соли или ферримагнитного стержня), а ещё усилитель, конденсатор, фильтр, громкоговоритель и телефон. С помощью приёмников энергия звука приходящая к базе трансформировалась в электричество по одному из принципов – пьезоэлектрическому или магнитно-стрикционному эффекту.

Американцы давно отказались от дизельных ПЛ (а НАТО – нет, они разрабатываются в Швеции, Франции и Германии). США применяли для своих ДПЛ станции «УК» и «УР» с двумя приборными частями, одна – в боевой рубке, вторая – в торпедном отсеке. При торпедной атаке эти шумопеленгаторные станции определяли цель и куда она двигалась, данные поступали к спецгруппе (управляющей торпедной стрельбой) от гидроакустика. 

Современный метод шумопеленгования – фазовый, основан на фиксировании разности времени звука 2-мя приёмниками (группами приёмников).

Квазиконформная фазированная антенная решетка

Изобретение из области радиотехники для улучшения технологичности – в повышении энергопотенциала, в уменьшении обзора полусферы, повышении точности пеленгования и для высокой помехозащищённости. Чтобы получить данные достижения путём установки n-го количества фазированных плоских подрешёток, прилегающих одна к другой и расположенные по кольцу поясами осесимметричную поверхность 2-ной кривизны, ещё к этому распределяющее устройство, а также соединение с каналами приёма и передачи. Плоские ФА (фазированные антенные) подрешётки одинаковой приёмопередающей конструкции АФАР с прямым углом апертуры, установлены так, что каждый кольцевой пояс состоит из 3-х подрешёток. А в каждом следующем из поясов (меньшего размера) подрешёток становится постоянно на 3 меньше. Обзор полусферы пространства производится квазиконформным способом единовременно 3-мя лучами, так что отставание проекции лучей в азимутальной плоскости составляет 1200. Практическое применение изобретения – в обзорных радиолокаторах. Изменение луча на 600 КФАР в пространстве верхней полусферы квазиконформным способом – это активный способ, если более 600 – это пассивный. При сканировании в активная зона проходит по поверхности КФАР (размеры и кол-во подрешёток не изменяется). Цифровая КФАР обладает высокой улучшенной точностью. Дальность обнаружения русских РЛС вдвое-втрое превышают натовские.

tehnorussia.su

Проект 677 - подводные лодки типа Лада, новейшие морские субмарины, названия: Санкт-Петербург и Кронштадт, конструкция и вооружение

30.04.2019

Развитие подводного флота в СССР после окончания Второй Мировой войны двигалось по двум направлениям. Начавшаяся ядерная эпоха дала толчок развитию целого класса новых военных кораблей – субмарин с атомной энергетической установкой. Новые подлодки получили качественно новые тактико-технические характеристики, которые сразу существенно увеличили боевые возможности флотов. Всем казалось, что время подводных лодок с обычной двигательной установкой безнадежно ушло. Подводный флот должен был идти по пути увеличения огневой мощи кораблей и повышения периода автономности плавания. Однако время показало, что субмарина с дизель-электрической энергетической установкой по-прежнему является грозным оружием, которое продолжает составлять основу многих военных флотов.

Проект 677 стал реальным подтверждение значимости места дизельных лодок в системе боеготовности современного флота.

Роль, которую играют дизель-электрические подлодки в  составе ВМФ России

Несмотря на постоянное совершенство ядерных энергетических установок, дизельные подводные лодки и по сей день не утратили своей актуальности. Наоборот, в последние годы наметилась тенденция увеличение числа боевых кораблей подводного класса во многих иностранных флотах. Практически все флоты ведущих морских держав, включая ВМС США, Великобритании, Франции, Японии и ВМС Китайской Народной Республики, продолжают пополняться дизель-электрическими субмаринами.

Не стал исключением военно-морской флот России, который помимо атомных подводных лодок имеет на вооружении боевые суда с обычной энергетической установкой. Еще в конце 80-х годов, когда Советский Союз сумел добиться паритета с Соединенными Штатами на море в ядерной компоненте стратегических вооружений, советские судостроительные заводы продолжали спускать на воду подводные суда с обычной энергетической установкой.

В то время как ядерные подводные ракетоносцы и многоцелевые АПЛ выполняли в океане стратегические задачи, в прибрежной морской зоне основную боевую нагрузку продолжали выполнять дизель-электрические подлодки. Оборона морских рубежей России в акваториях Балтийского и Черного моря, защита северного фланга морского театра – основная задача, которую сегодня выполняют военные суда российского ВМФ с обычными энергетическими установками. Костяк подводных сил Черноморского и Северного флота России составляют дизельные подводные лодки типа «Варшавянка» и ПЛ проекта 677 типа «Лада».

Присутствие на морском театре подводных лодок всегда вносило существенные ограничения в тактические планы военно-морского командования противоборствующих сторон. Угроза, которая исходит из глубины, ставит под сомнения боевую мощь любого военного корабля.  Подводные лодки стали важным фактором сдерживания агрессивных действий флотов противоборствующих сторон. Так было во время Первой Мировой войны. Так было и в ходе Второй Мировой войны – периода расцвета субмарин, как класса боевых кораблей.

Сегодня в эпоху господства совершенных технологий дизельные подлодки стали еще более грозной силой. Увеличившаяся в разы огневая мощь дизельных подлодок, появление ракетного оружия и совершенных гидроакустических характеристик сделали ДЭПЛ многоцелевыми и универсальными кораблями. На примере советских кораблей типа «Варшавянка и «Лада»  можно говорить о полноценной реализации концепции подлодок среднего класса. Благодаря увеличению автономности плавания и скрытности, современные подлодки ВМФ России способны выполнять следующие боевые задачи:

  • вести морскую разведку в акваториях внутренних морей и в экономической морской зоне;
  • осуществлять оборону портов, военно-морских баз и прибрежных морских коммуникаций;
  • выполнять ударные операции по нейтрализации военно-морских соединений флота вероятного противника;
  • нарушать торговые и транспортные морские коммуникации вероятного противника;
  • вести противодиверсионную и диверсионную деятельность.

Небольшие размеры позволяют подлодкам с обычной энергетической установкой контролировать мелководье, проникать в закрытые прибрежные районы. Увеличились функциональные, эксплуатационные и боевые возможности субмарин проекта 677. Суда получили мощное вооружение и  совершенное радиолокационное оборудование.

История ПЛ проекта 677 «Лада»

Первые научно-исследовательские работы по созданию большой дизель-электрической подлодки были начаты в 1987 году. Планировалось вести строительство кораблей большой серией. С этой целью проект подлодки 677 типа «Лада» подгонялся под производственные мощности нескольких судостроительных заводов страны. Всего предполагалось задействовать в пополнении флота и для постройки экспортного варианта судна четыре судостроительные верфи:  «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, на «Севмаше», нижегородское предприятие «Красное Сормово» и завод «имени Ленинского комсомола» в Комсомольске на Амуре.

Первый вариант проекта был отправлен на доработку. Окончательный вариант проекта 677 был утвержден в 1997 году и разослан на судостроительные заводы.

Первая подлодка «Санкт-Петербург» проекта 677 была заложена на ленинградском АО «Адмиралтейской верфи» в декабре 1997 года. Почти 7 лет длилось строительство субмарины. Сначала долгострой объяснялся недостаточным финансированием заказа. Далее помехой введению подлодки в строй стало внесение изменений в действующий проект. Эти и многие другие факторы привели к тому, что строительство лодки то прекращалось, то снова возобновлялось.

Несмотря на существующие трудности, корабль все же был спущен на воду в 2004 году, получив бортовой номер Б-585 и звучное имя «Санкт-Петербург».  Однако на этом сложности с вводом корабля в строй не закончились. Своевременной сдаче объекта мешала частая смена командующих ВМФ России. На высшем командном уровне даже звучали мнения о том, что подобные суда совершенно не нужны российскому флоту. Новый корабль имел ряд критических недостатков в конструкции двигательной установки. Не дали должных результатов и ходовые испытания субмарины. Только через шесть лет, в апреле 2010 года первый корабль проекта 677 подлодка «Санкт-Петербург» типа «Лада» вошел в строй Северного Флота России.

Доводка основных узлов и систем боевого корабля осуществлялась в режиме опытной эксплуатации.

Лодки проекта 677 должны были выпускаться массово, как для оснащения отечественного ВМФ, так и для поставки на экспорт. Основным зарубежным заказчиком на российские подлодки являлся Китай. Для оснащения Черноморского, Балтийского и Северного флотов необходимо было до 2020 года сдать 20 кораблей.

Последовавшие в процессе ввода ПЛ «Санкт-Петербург» в эксплуатацию неудачи стали причиной внесения изменений в проект. На высшем командном уровне было принято решение модернизировать проект. Заложенные  в 2005-06 годах  ПЛ Б-586 «Кронштадт» и подводная лодка Б-587 «Великие Луки», должны будут модернизированы и переоборудованы еще на стадии постройки.

Конструктивные особенности подлодок проекта 677

Новые корабли относятся к четвертому поколению кораблей, которые должны по своим тактико-техническим характеристикам стать дальнейшим развитием экспортного проекта 877. В отличие от субмарин проекта 636.6 «Варшавянка», новые дизель-электрические лодки имеют меньшее водоизмещение и размеры. Новый корабль должен был стать более дешевым в строительстве, однако иметь такие же низкие параметры шумности и обладать не менее мощным вооружением.

Лодки получили в классификации НАТО шифр «Kilo» и считаются едва ли не самыми малошумными и скрытными кораблями в современных флотах. Вместе со своими старшими сестрами, подлодками проекта 636.6 (по классификации НАТО Improved Kilo), лодки типа «Лада» должны были обеспечить ударный кулак отечественного ВМФ во внутренних акваториях.

Основным критерием реализации проекта стало значительное количество НИОКР, внедренных в проект. Задача разработчиков и конструкторов заключалась в том, чтобы подтянуть подводные лодки проекта 636.6 на более высокий технологический уровень.

Для справки: впервые на дизель-электрической подлодке «Санкт-Петербург» были применены непроникающие устройства в виде выдвижных мачт, обеспечивающие лодке подводный ход на перископной глубине. Нововведение стало внедряться на все последующие боевые корабли типа «Варшавянка».

Кроме того создателям проекта и судостроителям удалось создать новый корабль, который по огневой мощи является самым мощным среди однотипных судов своего класса.

Корпус подводной лодки и силовая установка

Подводная лодка «Санкт-Петербург»  имеет полуторную схему набора корпуса. Прочный корпус имеет асимметричные формы и изготавливается из стали марки АБ-2.  По всей длине прочный корпус имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая часть являются частью легкого корпуса  и имеют коническую форму. Лодки проекта 677 имеют три палубы — яруса. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять независимых отсеков. В первом, носовом отсеке установлено новейшее гидроакустическое оборудование. Командный пункт лодки находится во втором отсеке. Следующие 3 и 4 отсека представляют собой жилые палубы. В последнем, в пятом кормовом отсеке находится силовая установка корабля.

Практически все подвижные части корпуса оборудованы элементами акустической защиты, которые должны снизить шумность корабля во время его эксплуатации. Снаружи корпус субмарины имеет защитное многослойное защитное покрытие, толщина которого составляет 40 мм. За счет этого нововведения сводятся к минимуму гидроакустические параметры движения корабля под водой.

На рубке корабля установлены рули глубины, увеличившие возможность управления лодками на подводном ходу. Основное управление подводной лодкой осуществляется с помощью хвостового кормового оперения, имеющего крестообразную конструкцию. В конструкции корабля все, начиная с формы корпуса, защищенного специальным гидроакустическим покрытием и заканчивая рулевыми устройствами, направлено на повышение скрытности подлодки. Первая подлодка серии Б-585 «Санкт-Петербург» имеет водоизмещение 1765 тонн, что на треть меньше водоизмещения кораблей проекта 636.6 типа «Варшавянка»

Силовая установка ПЛ «Лада»

Дизель-электрическая лодка  —  это корабль, движение которого осуществляется за счет работы дизельных двигателей и электрогенераторов. Лодка 677 проекта имеет основную двигательную установку, состоящую из 2-х дизель-генераторов марки 28ДГ, мощностью по 1000 л.с. каждый. Электрический постоянный ток, поступающий на электромотор СЭД-1, вырабатывается во время работы дизелей Д-49. Электродвигатель имеет безколлекторную конструкцию и отличается сниженным количеством оборотов. Мощность электродвигателя на гребной вал составляет 4100 л.с.

Двигательная установка управляется дистанционно из командного пункта. Вся работа двигательной установки имеет цифровую систему контроля и управления. Движение субмарины осуществляется за счет вращения семилопастного винта с фиксированным шагом. Выносные винтовые колонки обеспечивают эволюции корабля во время швартовых работ.

В процессе сдаточных испытаний были выявлены некоторые дефекты работы двигателя, в особенности на низких оборотах (до 125м/с). Модернизация двигателей на ПЛ «Санкт-Петербург» проведена в 2007 году. Во время режима ограниченной эксплуатации двигательная установка нового корабля работает на 60% от проектной мощности. Субмарины имеют рабочий ход в надводном положении до 10 узлов. На глубине корабль может передвигаться со скоростью 21 узел.

Вооружение подлодок проекта 677

Дизель-электрические лодки традиционно оснащаются минно-торпедным оружием. На лодках типа «Лада» основным вооружением являются торпедные 533 мм аппараты. Боезапас корабля составляет 18 торпед. Торпедные аппараты рассчитаны на использование оружия разных модификаций, включая управляемые торпеды и противолодочные ракето-торпеды.

Как и подлодки проекта 636.6 корабли 677 проекта могли нести крылатые ракеты. ПЛ «Санкт-Петербург» разрабатывалась под установку ПКР «Оникс». Крылатая ракета, несмотря на свою большую огневую мощь, показалась дорогостоящим оружием, поэтому в процессе модернизации было принято решение заменить ПКР «Оникс» на новые противокорабельные ракеты «Калибр». Для этого на кораблях устанавливались установки вертикального пуска. Следующие в серии субмарины «Кронштадт» и «Великие Луки» также должны быть оснащены 4-мя пусковыми установками для ПКР «Калибр».

Система ПВО кораблей представляла собой ПЗРК «Игла-1» и зенитно-управляемые ракеты, установленные в выносных контейнерах.

Помимо сильного ракетно-торпедного вооружения субмарины проекта 677 несут мощное и современное гидроакустическое вооружение. ГАК «Лира» имеет высокочувствительные носовые и бортовые антенны, благодаря которым обеспечивается полная (3600) гидроакустическая обстановка на всем подводном горизонте.

Гидроакустический комплекс занимает всю верхнюю палубу носовой части подводного корабля. Кроме стационарного оборудования на лодке имеется буксируемая антенна. Навигационное оборудование представлено инерциальной системой, с помощью которой осуществляется безопасное движение корабля под водой и на поверхности при ограниченном режиме видимости.

Лодки проекта 677 сегодня — перспективы

Создавая новые субмарины как вариант технического развития кораблей проекта 636.6 и 877 типа «Амур», конструкторы попытались одновременно оборудовать корабль всеми возможными на тот момент ноу-хау в области подводного кораблестроения. Эффект получился не совсем такой, как ожидалось. Многие системы корабля оказались сырыми и не смогли быть полностью адаптированы к требованиям технического задания. Это, прежде всего, коснулось двигательной установки корабля и его гидролокационного оборудования.

Спущенная на воду и введенная в строй подводная лодка «Санкт-Петербург» сегодня находится в режиме ограниченной эксплуатации. Строительство двух других кораблей осуществляется с учетом результатов эксплуатации головного корабля. Изменения в проект и модернизация судов осуществляются по ходу строительства.

Во всем остальном, корабли проекта 677 отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса. Автономность плавания составляет 45 суток. Экипаж субмарины, в отличие от «варшавянок», уменьшился до 35 человек. По вооружению, элементу скрытности и дальности хода российские субмарины на сегодняшний день не имеют аналогов в иностранных флотах. Введение следующих кораблей серии запланировано на 2019 год, начало 2019 года.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

militaryarms.ru


Смотрите также